Продолжая глубже погружаться в вопрос «Что такое Госзакупки?» следует уделить отдельное внимание такому объекту, как «Госконтракт». Сразу оговоримся, что закупочная деятельность, регулируемая уже не раз упомянутыми №44-ФЗ и №223-ФЗ, должна также основываться на положениях базовых Федеральных законов, таких как Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и других.
В общем случае, говоря о двухсторонней сделке, ГК РФ пользуется термином «договор». №223-ФЗ не вводит дополнительных терминов, поэтому в соответствии с этим законом между заказчиком и подрядчиком заключаются «договоры». №44-ФЗ вводит дополнительную терминологию: «Государственный контракт» (разновидность договора, заключаемого от имени РФ или субъекта РФ) и «Муниципальный контракт» (договор, заключённый от имени муниципального образования РФ), поэтому в соответствии с этим законом для обеспечения нужд госзаказчиков заключаются «контракты».
Особенности заключения и исполнения договоров по №223-ФЗ каждый конкретный заказчик определяет для себя самостоятельно.
Контракты по №44-ФЗ имеют ряд общих отличий от других видов договоров, регламентированных непосредственно законом:
1) Очевидное. Контракты заключаются в соответствии с №44-ФЗ, то есть зачастую по результатам проведения конкурентных процедур, в то время как обычные договоры чаще всего заключаются без таковых. Одна сторона просто направляет оферту, другая её акцептирует.
2) Законом чётко регламентированы сроки и порядок заключения контракта. Для нарушившей стороны предусмотрены последствия (для заказчика – штраф, для участника закупки – включение в реестр недобросовестных поставщиков). Срок заключения обычных договоров определяется соглашением сторон (например, при направлении оферты, в ней сразу прописывают возможный срок акцепта).
3) №44-ФЗ определён список обязательных условий, которые должны быть включены в контракт. Для обычных договоров ГК РФ обязательных условий не определяет, главное, чтобы условия договора не противоречили законодательству.
4) Ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта чётко определена ст. 34 №44-ФЗ и подзаконным актом (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042). ГК РФ содержит только общие положения об ответственности при исполнении обычных договоров, которые могут конкретизироваться по соглашению сторон.
5) Существенные условия контракта за редким исключением не подлежат изменению, в то время как в обычные договоры можно по соглашению сторон легко вносить любые (не противоречащие законодательству) изменения с помощью дополнительных соглашений.
Помимо непосредственных требований законодательства, в Единой Информационной Системе существует также Библиотека типовых контрактов, где размещаются обязательные к использованию шаблоны проектов контрактов (или обязательные к применению отдельные условия, которые необходимо включать в проекты контрактов) на конкретные виды работ.
В будущем в нашем Блоге мы планируем уделить внимание и разобрать отдельные элементы, которые можно встретить в государственных контрактах. Оставайтесь с нами!