02.02.2020 ФАС России разместил на своём сайте запись прямого эфира, в котором заместитель руководителя службы Михаил Евраев ответил на вопросы подписчиков ФАС России во “ВКонтакте” и Одноклассниках. Он сказал немало интересных вещей, и мы рекомендуем всем посмотреть эту видеозапись. Однако тем, у кого нет времени или желания смотреть 40-минутное видео, представим компактную выдержку выступления, обозначив ответы, которые показались нам наиболее интересными, с указанием их хронометража и нашим экспертным мнением в виде комментариев.
[4:51-5:31] Сталкивались ли вы когда-либо с отклонением вашей заявки в связи с тем, что в документации было установлено требование к остаточному сроку годности товара, а вы в первой части заявки остаточный срок годности товара не указали? Если да, то в течение этих 40 секунд говорится, что позиция ФАС России такова, что остаточный срок годности не является характеристикой товара, а значит, не может быть истребован для указания в первой части заявки, а значит и отклонение за его отсутствие незаконно.
Предлагаем в следующий раз при таком отклонении прикладывать к жалобе эту часть данного видео, чтобы у Территориальных органов ФАС (ТО ФАС) было меньше желания оправдать заказчика.
НПО Система
[5:31-8:10] В это время говорится, что ФАС России активно выступает с инициативой привести весь порядок подготовки и подачи заявок примерно к тому же состоянию, которое с 01.07.2019 установлено в части строительства, реконструкции и капитального ремонта. При закупках любых товаров, работ и услуг предлагается ограничить количество требований к товарам(материалам) 5-ю штуками. Причём, возможно будет установить не по 5 требований на каждый товар(материал), а всего 5 требований к товарам(материалам) на всю закупку.
Очевидно, ФАС устала читать многостраничные Описания объекта закупки, сверять их с многостраничными заявками и пытается облегчить себе работу.
НПО Система
[11:22-12:32] Здесь говорится о борьбе с профессиональными жалобщиками и в частности о том, что совместная позиция и предложение ФАС России, Министерства Финансов и Казначейства заключается в том, что подача жалобы на документацию должна быть возможна только для тех компаний, которые сами соответствуют всем требованиям документации. То есть, если в документации для участника установлено требование к опыту выполнения работ или наличию каких-либо лицензий, то пожаловаться на такую документацию может только обладатель такого опыта или лицензии.
Сама по себе здравая идея, однако, таким образом, контролирующий орган возложит на себя обязанности проверки соответствия жалобщика требованиям документации. Предполагаем, что ТО ФАС не очень обрадуются дополнительной работе и не всегда будут выполнять её достаточно квалифицированно.
НПО Система
[13:00-14:40] Теперь Михаил Евраев говорит о борьбе с возможностью сговора в госзаказе. Речь сначала идёт о порядке проведения аукционов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, которые начинаются через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Позиция ФАС России заключается в том, что этот промежуток времени необходимо продолжать уменьшать. В идеальной картине ФАС видит начало аукциона сразу после окончания срока подачи заявок. Делается это для уменьшения времени на сам сговор допущенных к процедуре участников, в случае если каким-либо образом распространяется информация, кто является этими участниками. Также ФАС планирует распространять такую практику на закупки всех других видов товаров, работ, услуг.
Надо понимать, что в распространении практики есть очевидное противоречие с тем, что для некоторых закупок останется возможность установить 5 требований к товарам(материалам). Ведь в случае, когда в заявке на участие будет требоваться не одно только согласие, необходимо будет дать заказчику время на рассмотрение 1-й части заявки, а значит начать аукцион сразу после окончания срока подачи заявок не получится.
НПО Система
[23:12-25:12] В ответ на вопрос о том, почему существует реестр недобросовестных поставщиков, а реестра добросовестных поставщиков не существует, заместитель руководителя ФАС России ответил, что служба предлагает вариант гораздо лучше, а именно: вести оцифрованный рейтинг поставщиков на основе данных ЕИС. Для этого необходимо изобрести формулу, которая будет учитывать такие факторы как количество исполненных поставщиком контрактов, сумму таких контрактов, штрафные санкции по контрактам, факты уклонения от исполнения контрактов, факты расторжения заказчиками контрактов в одностороннем порядке. Компаниям с высоким рейтингом на первом этапе предлагается предоставлять преференции в части предоставления обеспечения заявок и контрактов. В последствие использовать рейтинг можно и для других целей. Например, он может служить своеобразной предквалификацией на какие-либо особые, значимые закупки.
Пожалуй, самая интересная идея из всего озвученного в этой конференции. Потенциально возможная сфера применения данного инструмента действительно колоссальна, а реализация не очень сложна.
НПО Система
По словам Михаила Евраева, в этом выступлении он озвучил лишь малую часть всех предложений ФАС России по изменению действующего законодательства в сфере закупок. Какие из них отразятся в текстах нормативных документов, покажет время. А мы следим за развитием событий и обязательно проинформируем вас о таких изменениях.