В прошлый раз мы разбирались с вопросом «Что такое тендер?». Основной вывод заключался в том, что само по себе употребление данного термина некорректно, поскольку в нашей стране он законодательно не определён. Предлагаем теперь более обстоятельно поговорить об объектах, которые часто называют «тендеры», но использовать при этом правильную терминологию Федеральных законов.
Итак, Государственные закупки или сокращённо Госзакупки. Что это? И как это работает? Ответы на эти вопросы скрываются в двух основных Федеральных законах:
1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“;
2) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“.
Далее для простоты мы будем именовать их коротко №44-ФЗ и №223-ФЗ.
№44-ФЗ, как не сложно понять из названия закона, регулирует процесс закупки товаров, работ и услуг для:
- государственных или муниципальных органов (в том числе органов государственной власти);
- государственных внебюджетных фондов;
- государственных или муниципальных казённых учреждений;
- государственных или муниципальных унитарных предприятий;
- прочих бюджетных учреждений;
- корпораций «Росатом» и «Роскосмос».
Из названия №223-ФЗ интуитивно не так понятно, причём здесь Государственные закупки, однако под отдельными видами юридических лиц здесь понимаются, например:
- государственные корпорации и компании;
- публично-правовые компании (например, Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства);
- компании, осуществляющие электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов;
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участие Российской федерации (субъекта РФ или муниципального образования) в совокупности превышает 50%.
Иными словами, №223-ФЗ также относится к законам о Госзакупках, поскольку регулирует процесс закупки товаров, работ и услуг для компаний, имеющих непосредственное участие государства в их хозяйственной деятельности.
Таким образом, Госзакупка – это закупка товаров, работ или услуг любой организацией (государственным заказчиком) в соответствии с нормами законов №44-ФЗ или №223-ФЗ.
Теперь для ответа на вопрос «Как это работает?» попробуем простыми словами сформулировать, что именно написано в этих законах и для чего они нужны.
Разработка законодательства в сфере Госзакупок необходима прежде всего для:
- обеспечения гласности и прозрачности таких закупок;
- эффективного использования бюджетных средств;
- расширения возможностей участия в таких закупках;
- развития добросовестной конкуренции на рынке Госзакупок;
- предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Без законодательного регулирования сфера Госзакупок, скорее всего, была бы очень закрытой как для участников, так и для контроля. Государственные заказчики работали бы только с привычными поставщиками.
Новые участники сталкивались бы с большими проблемами, связанными с входом на рынок, поскольку Госзаказчики в подавляющем большинстве, не хотели бы рисковать, заключая контракты с незнакомыми, непроверенными компаниями. Контролирующие органы в данной сфере не имели бы возможности проверить, насколько эффективно и целесообразно используются бюджетные средства. Пришлось бы непрерывно контролировать, действительно ли Госзаказчики закупают по разумным ценам или находятся в сговоре с поставщиком, платят ему вдвое больше рыночной цены и полученную сверхприбыль делят между собой заинтересованные лица.
Так и возникает необходимость создания №44-ФЗ и №223-ФЗ, которые устанавливают, что Госзакупка в первую очередь и чаще всего начинается с открытого процесса определения поставщика, направленного на получение лучших для государства в целом и Госзаказчика в частности условий исполнения Государственного контракта. Для Государства в целом лучшими условиями является, безусловно, самая низкая цена, но для конкретного Госзаказчика первоочередное значение имеет качество закупаемой продукции (работ или услуг). Можно сказать, что на балансе этих двух факторов и строится вся контрактная система в сфере Госзакупок.
Итак, в усреднённом варианте самая распространённая схема проведения Госзакупки, установленная Федеральными законами следующая:
1) Государственный заказчик размещает в открытом доступе на всеобщее обозрение свой заказ на закупку, в котором устанавливает требования к качеству товара, работе или услуге, которую он хочет получить.
2) Участники закупки делают свои предложения относительно условий контракта: чаще всего это цена товара, но также могут быть предусмотрены и другие критерии (например, улучшенное качество товара, короткий срок поставки/выполнения работ/оказания услуг и другие).
3) Заказчик должен выбрать участника закупки, предложившего лучшие условия и заключить с ним Государственный контракт.
4) Поставщик должен исполнить контракт согласно условиям, предложенным на этапе размещения заказа.
5) Заказчик должен оплатить товар, работы или услуги согласно условиям контракта.
Разумеется, это не единственный возможный сценарий. Законы предусматривают множество различных видов процедур определения поставщика и даже случаев, когда допускается заключить контракт с желаемым поставщиком без какой-либо процедуры. Предметно конкретные типы закупок по №44-ФЗ и №223-ФЗ мы будем подробно разбирать в следующих статьях нашего Блога. Оставайтесь с нами!