Обязан ли победитель закупки по №44-ФЗ подписывать контракт, если процедура приостановлена по жалобе?

Обязан ли победитель закупки по №44-ФЗ подписывать контракт, если процедура приостановлена по жалобе?

В конце прошлого года мы выражали в соцсетях (VK, Instagram, Facebook) наше экспертное мнение о том, что приостановка процедуры заключения контракта вследствие поступления жалобы в УФАС распространяется только на финальную подпись заказчика. Все остальные регламентные действия (направление проекта контракта победителю, работа с протоколом разногласий, подписание проекта контракта победителем) должны совершаться в установленные законом сроки, несмотря на приостановку.

Информируем о возникновении прецедента, который явно говорит о том, что изложенная нами позиция не учитывает все возможные обстоятельства.

История такая. Победитель открытого конкурса (в бумажной форме) по №44-ФЗ подал жалобу в УФАС. Возникла приостановка определения поставщика, в течение которой победитель не совершал никаких действий по подписанию контракта. Подписанный контракт победитель направил заказчику на следующий день после рассмотрения жалобы (то есть после того, как ему стало известно, что жалобу признали необоснованной и процедура заключения контракта будет продолжена). Контракт добрался до заказчика на день позже изначального регламентного срока. Заказчик признал победителя уклонившимся от заключения контракта.

Победитель не согласился с таким решением и снова обратился с жалобой в УФАС, полагая, что регламентный срок должен быть продлён на время приостановки. УФАС признал жалобу необоснованной, излагая позицию аналогичную той, которой мы придерживались в наших постах.

Победитель не согласился с решением УФАС и обратился в суд. Суд поддержал выводы УФАС. Победитель подал апелляционную жалобу, а затем и кассационную жалобу, которые суды также оставили без удовлетворения. Победитель не сдался и обратился в Верховный суд.

21 февраля 2020 года Верховный суд отменил все предыдущие судебные решения и признал решение УФАС недействительным.

Свою позицию Верховный суд объяснил тем, что, механизм обжалования в УФАС создан для защиты законных интересов участников закупки. В данном случае, привычное для нас  толкование Закона вместо обеспечения восстановления прав победителя создаёт формальное основание для признания его уклонившимся от заключения контракта, в то время как фактически никакого намерения уклоняться у него не было.        

Второй раз за последнее время Верховный суд идёт против сложившейся привычной практики. Отличие в том, что на этот раз такой поступок не вызывает негодования. Закон действительно допускает неоднозначную трактовку этого вопроса.

Верховный суд, в отличие от всех предыдущих инстанций, не проявил формальный подход к рассмотрению дела, но учёл изначальную цель, которую преследовал законодатель, устанавливая порядок обжалования действий заказчиков. После такого финала этой истории, длившейся почти полтора года, даже возрождается вера в то, что справедливость всё-таки есть на этом свете.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию:

Закрыть меню
НОВОСТИ
Ключевая ставка повышена до 6,5 % Казначейское сопровождение севастопольских контрактов Сокращен перечень банков, в которых можно открыть спецсчёт Изменения №44-ФЗ июль 2021 Определены главные распорядители средств федерального бюджета Ортопедическая обувь исключена из аукционного перечня ВТБ. Автоматическое пополнение спецсчетов О подтверждении опыта контрактами с гостайной «Оптимизационный» пакет поправок к №44-ФЗ принят в 3-м чтении Новые функциональные возможности ЕИС (версия 11.2) Корректировка перечня одноразовых медизделий с ограничениями допуска Сокращен перечень банков, в которых можно открыть спецсчёт Типовые условия контракта на строительство судов размещены в ЕИС Типовые условия контракта на развитие государственных информационных систем размещены в ЕИС Новые типовые условия строительных контрактов Электронное обжалование в ЕИС Требования энергоэффективности к товарам для закупок по №44-ФЗ Отменены дополнительные требования к перевозчикам Проект изменений национального режима май 2021 (ограничения допуска) Проект изменений национального режима май 2021 (запрет) Увеличение объема закупок у СМСП по №223-ФЗ Закон о конфликте интересов принят в первом чтении Подтверждение производства продукции судостроения на территории РФ Подтверждение производства оптических волокон на территории РФ Ограничения допуска катетеров и термоиндикаторов Типовые условия контракта на строительство судов Сокращен срок оплаты по контрактам по №44-ФЗ Изменения правил ведения РНП Ограничения допуска систем мониторинга глюкозы Предлагается отменить дополнительные требования к перевозчикам Порядок определения НМЦК закупок охранных услуг Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов обязателен к применению Об осуществлении закупок в нерабочие дни Ключевая ставка повышена до 5 % Запрет закупок разных видов медизделий в одном лоте Единственный поставщик в Санкт-Петербурге Перечень товаров с минимальной долей закупок по №44-ФЗ могут дополнить Верховный суд о применении антимонопольного законодательства Типовые условия контракта на развитие государственных информационных систем Верховный суд поддержал ФАС России Очередное изменение №223-ФЗ Конфликт интересов в №44-ФЗ и №223-ФЗ Изменения закона о Гособоронзаказе Изменен перечень банков, в которых можно открыть спецсчёт Изменения №223-ФЗ апрель 2021 Изменения №44-ФЗ апрель 2021 Об идентификационных кодах заказчиков О подшипниках российского производства Единственные исполнители по обращению с облигациями Единственный исполнитель для «Цифровой экономики» Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов Обоснование НМЦД для №223-ФЗ Ключевая ставка повышена до 4,5 % Об определении НМЦК при закупке проектных работ Предлагается изменить описание объекта закупки в обращении об определении единственного поставщика Об экспертизе проектной документации Порядок выставления и получения электронных счёт-фактур Новые ограничения допуска медизделий О лицевых счетах для казначейского сопровождения О закупках текстиля Предельные отпускные цены некоторых лекарств Планируемые изменения для ЕИС Спецсчет можно открыть в новом банке Возможное изменение единых требований к участникам госзакупок Обзор практики рассмотрения жалоб по №223-ФЗ Об идентификационных кодах заказчиков Новый случай заключения контракта жизненного цикла Мошенники в госзакупках! Сведения для реестра договоров по №223-ФЗ Разъяснения о минимальной доле закупок по №223-ФЗ Ключевая ставка сохранена на прежнем уровне О запрете на ввоз товаров из Украины Требования к банковским гарантиям по №223-ФЗ Регулирование цен распространено на новые виды продукции ГОЗ Антимонопольный форум 2021 Реестры естественных монополий Показатель локализации производства медицинских изделий Единственный поставщик для лагеря Артек Поставщики топлива для Управления делами Президента Увеличенный размер аванса продлили на 2021 год Завершение строительства объектов обанкротившихся застройщиков Начальная цена закупок продукции судостроительной промышленности Разъяснения по применению постановлений №616 и №878 Обзор судебной практики по №223-ФЗ Усовершенствован функционал реестра субъектов МСП Штраф за просрочку оплаты по договору (№223-ФЗ) Штраф за несоблюдение минимальной доли закупок (№44-ФЗ) Изменения №44-ФЗ в конце 2020 и начале 2021 года Обзор судебной практики по №44-ФЗ Обновлён типовой контракт на поставку медицинских изделий Корректировка порядка формирования сведений для реестра договоров по №223-ФЗ Новое типовое положение о контрактной службе (№44-ФЗ) Правила рассмотрения обращений об определении единственного поставщика Информация для включения в закрытый перечень банковских гарантий Определены правила проведения проверок по №44-ФЗ Заказчик будет рассматривать все заявки при ограничениях допуска иностранных товаров Определение начальной цены единицы медицинских изделий Согласие при проведении повторной закупки на строительные работы Разрешили закупать одноразовые медицинские изделия по рыночным ценам Сняты ограничения допуска с противолейкозного препарата